урок математики 8 класса "Рациональные уравнения"
Урок алгебры в 8 классе по теме
«Решение рациональных уравнений».
Ступаренко Светлана Валерьевна,
учитель математики
МБОУ СОШ № 95 г. Кемерово

Урок – закрепления знаний и способов решения рациональных уравнений.

Цели урока:

1. Совершенствовать практические навыки и умения учашихся.
2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать математические модели.
3. Воспитывать познавательную активность, культуру общения, самостоятельность; учить самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу деятельности.

Оборудование к уроку: карточки с заданиями для эстафеты, буквы на карточках, доска, мел.
Используемые технологии: личностно-ориентированные и игровые технологии.
Ход урока:
Ι.Организационный момент:

Приветствие.
Создатель теории относительности Альберт Эйнштейн в свое время заметил: «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будет существовать вечно»

ΙΙ.Постановка цели и мотивация учебной деятельности:

Целью нашего урока является отработка навыков решения рациональных уравнений.
Записать домашнее задание в дневники.
Записать дату и тему урока в тетрадях.

ΙΙΙ.Актуализация знаний:
Устно: (с записью на доске)
1.Какие виды выражений мы знаем? Узнайте выражения: 3/(х-3); (25х2-х)/10; 6у/(у-2)(4+у); 2/х+4/(х+у); (12х-11)/(х2+4). При всех ли значениях переменных выражения имеют смысл?
2.Что такое уравнение? Что значит решить уравнение?
3.Решите уравнение: 2х+5=1; 5х2-10х=0; 4х2-4=0.
4.Какие это уравнения? Какие уравнения называются рациональными?
Что будет являться решением такого уравнения?
Разминка: Я предлагаю вам поучаствовать в математической эстафете. На плакатах заготовлено по три уравнения каждому ряду. Необходимо решить эти уравнения и по найденным корням получить буквы, из которых собрать слово. Все участники команд работают в тетрадях, представители у доски, но каждый представитель может решить только одно уравнение, последний должен собрать слово, победители получат пятерки.

I ряд
1) 2х2-х=0
2) 5х-9=3х+7
3) 32-2х2=0
II ряд
1) 3х2-27=0
2) х2+5х=0
3) 14х+6=5*(3+х)
III ряд
1) х2-49=0
2) 15х=10х+5
3) 6х+3х2=0

ж з н е м я р а и ь л у
4 0 8 -5 1 -3 -2 9 -4 2 3 -9

Получились слова: жизнь, земля, разум.
Задание: объедините слова в группы, укажите принцип. Какое слово лишнее, почему? Составьте предложение из полученных слов.
Устно:
1)При каких значениях х выражение не имеет смысла?
1 _1 5 4 5
Х ; Х+5 ; Х(Х – 2) ; (Х – 3)(Х+4) ;

2) Найдите общий знаменатель дробей в каждом уравнение:

А) х 5_ 3х == 0 ;
2 – 5х 5х - 2

Б) 3у 5_ у² 6 = 1;
у - 2 у² - 4

В) 2х 5+ 3 6= 0 .
х + 2 х

Ответы: а) 5х – 2 или 2 – 5х; б) у² - 4; в) х(х+2).

ΙV.Формирование умений и навыков:
Работа у доски с комментарием (каждый шаг алгоритма выполняет один человек).
Решите уравнения:

а) 2х² - 5х + 3 = 0 ; б) 8у - 5 = 9у .
х – 1 у у+2

Ответы: а) х=1,5, б) у1=10; у2=1.

Это уравнение взято из материалов ГИА 9 класс.

Выдвижение проблемы:
Назовите количество решений уравнения.

х(х + 3) (х² - 3х + 2) = 0
х – 1
Попробуйте решить это уравнение. Ваши предложения.

Наводящие вопросы:
Когда дробь равна 0?
Когда произведение равно 0?
Сколько корней вы получите?

Решение: дробь равна 0, если числитель этой дроби равен 0, а знаменатель
х– 1 ≠ 0

х(х +3) (х² - 3х + 2) = 0
Х1=0 или Х+3=0 или Х² - 3Х + 2 = 0
Х2= -3 Х3=2, Х4=1
Проверка: подставим корни в знаменатель х– 1 ≠ 0
Х4=1 – посторонний корень.
Теперь можно назвать количество корней данного уравнения?
Ответ: данное уравнение имеет 3 решения.
V.Самостоятельная работа: или работа с доской по учебнику № 6а, 7а, 8а, 9а.
Раздаются листы с условием.
1-вариант 2-вариант

а) х²-х-6 = 0 а) х²-5х-6 = 0
х-3 х +1
Ответ: х = -2 Ответ: х = 6

б) х²-6х = 3х-4 б) х²-2х = 4х-3
3х-1 1-3х 2х-1 1-2х

Ответ: х1 = 4;х2=-1. Ответ: х1 = 1; х2=-3.

Взаимопроверка (работа в парах).

Ребята обмениваются тетрадями, проверяют решение.
Ответы размещаются на доске. Система оценивания на переносной доске.
Выставление оценок.

VΙ. Подведение итогов.
- Как построен алгоритм решения рационального уравнения?
- К какому уравнению сводится решение рационального уравнения?

Желаю, чтобы ваши возможности пополнялись по мере изучения
Математики, а на экзамене вы смогли бы подобрать «ключи» к решению любого уравнения!

VΙΙ. Домашнее задание. Задание раздаётся в начале урока (на «3» а,б;
на «4» а, б, в; на «5» а, б, в, г). Или §26 из учебника, № 6б, 7б, 8б, 9б.

1-вариант 2-вариант

а) х² = 2х ; а) 3х-9 = 3х ;
3-х 3-х х-1 2-х

б) х-7 _ х+4 = 1; б) х²-2х + х+6 =3;
х-2 х+2 2х-1 х+1

в) 3х²+11х-4 = 3. в) 2х²+2х-1 = 2.
3х-1 2х-1


4 2 4 2
г) 9 Х – 40Х + 16 = 0 ; г)16 Х – 25Х + 9 = 0;

Дополнительное задание:
3 + 2 = 1
х²-2х +1 1-х² х+1


Список используемой литературы:

1.Учебник и задачник «Алгебра» - 8 класс под редакцией А.Г. Мордковича.

2. Математика 9 класс. Подготовка к ГИА под редакцией Ф.Ф.Лысенко.

3. Хрестоматия по истории математики. Под редакцией А.П.Юшкевича.
Категория: Мои статьи | Добавил: Светлана (18.02.2013) | Автор: Ступаренко Светлана Валерьевна E
Просмотров: 4277 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]